Форум » Россия и мир » Детская железная дорога в Новомосковске » Ответить

Детская железная дорога в Новомосковске

logo: Справка Малая Новомосковская ж.д. Открыта 21 декабря 1953 года / 26 мая 1955 года Протяжённость: 1,94 км (кольцевая, полная эксплуатационная длина 2,3 км) Остановочные пункты: 1 станция (Березки), 2 платформы (Пионерская, Юннатская) СЦБ: автоблокировка Подвижной состав: тепловозы ТУ2-126, ТУ2-241, 4 вагона ПВ51, Ранее были: паровозы 159-121, 159-556, Гр-211, тепловоз ТУ3-003, вагоны PAFAWAG, 1 грузовая платформа. Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске Тульской области выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» (позже – заместитель министра угольной промышленности СССР) Дмитрий Георгиевич Оника – человек, сделавший как никто много для развития города. В мае 1953 года в Сталиногорск по распределению был направлен выпускник Московского института инженеров транспорта (МИИТ) Павел Усков. Он и был назначен главным инженером проекта ДЖД. В помощь ему были приданы ещё два недавних выпускника – Олег Семёнов и Тамара Решетникова. Для всех троих детская железная дорога стала первой серьёзной самостоятельной работой. Вначале их фантазии не было предела: на дороге хотелось построить все сооружения, какие только встречаются на «большой» железной дороге. Но после ознакомления с местностью от этого прожекта пришлось отказаться – надо было вписаться в территорию парка, с трёх сторон ограниченную существующей застройкой, а с четвёртой – железнодорожной линией. В итоге проект ДЖД упростился до кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями – Берёзки и Дубки. (Свои незатейливые названия станции получили оттого, что рядом с одной из них находилась берёзовая роща, а с противоположной стороны кольца, у второй станции – дубрава.) 15 июня 1953 года директором комбината «Москвауголь» был издан приказ о начале строительства ДЖД. Все работы поручалось выполнить строительным подразделениям комбината, а начальником строительства был назначен Л. Мисропов. К концу года стройка была завершена, и 21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Провели его взрослый машинист Александр Коновалов и юный машинист Миша (к сожалению, его фамилию история до нас не донесла). Немного поработав, детская железная дорога закрылась до весны. Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, устранены просадки насыпи, и дорога снова заработала. Но, к сожалению, собственное детище стало обузой для комбината, а передать объект из одного министерства в другое в те годы было непросто. Вопрос решался на самом высоком уровне. 17 декабря 1954 года Председателем Совета министров СССР было подписано распоряжение о передаче находящейся на балансе Министерства угольной промышленности СССР детской железной дороги в подчинение Министерства путей сообщения СССР. Уже на следующий день министр путей сообщения издал приказ о приёме дороги и назначении её начальником Марии Петровны Казаковой. С этого дня Сталиногорская ДЖД получила новое, несколько корявое, название – Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога. 26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, но уже в подчинении МПС. И, как ни странно, именно этот день официально считается теперь днём рождения Новомосковской ДЖД. Предыдущие полтора года существования дороги в подчинении другого министерства как бы вычеркнуты из официальной истории (хотя сами её сотрудники об этом периоде, к счастью, не забывают). Но именно поэтому мы не располагаем никакими данными о технической оснащённости ДЖД в 1953–1954 годах. В 1955 году дорога располагала двумя паровозами 159-121 и 159-556 (оба построены Подольским заводом в 1935 и 1938 году, соответственно) и тремя-четырьмя деревянными 4-осными пассажирскими вагонами. Движение поездов регулировалось электрожезловой системой, в качестве сигнальных устройств использовались семафоры. В том же 1955 году началось благоустройство территории, по которой проходит ДЖД. На месте находившегося в центре парка оврага были созданы каскадные пруды и плавательный бассейн с вышками для прыжков в воду. С тех пор детский парк стал излюбленным местом отдыха горожан. Но главной достопримечательностью парка является находящийся в нём ручеёк – исток великой русской реки Дон. В 1960 году началось переоснащение парка подвижного состава детской дороги. На смену устаревшим паровозам серии 159 пришёл паровоз Гр-211, полученный из Эстонии. Вместо старых пассажирских вагонов поступило семь вагонов PAFAWAG и одна грузовая платформа. Что стало со старым подвижным составом – выяснить пока не удалось, но есть все основания полагать, что он был списан и сдан в металлолом почти сразу после получения нового. В 1961 году после развенчания культа личности Сталина в стране начали менять все названия, связанные с его именем. Город Сталиногорск был переименован в Новомосковск (хотя город с таким названием уже был на Украине). С этого момента ДЖД стала именоваться просто – Новомосковской детской железной дорогой. Возможно, некоторое время до этого она именовалась Сталиногорской ДЖД, поскольку в 1959 году Московско-Курско-Донбасская железная дорога вошла в состав вновь образованной Московской железной дороги, а название Малая Московская было уже присвоено Кратовской ДЖД. 1970 год ознаменовался переходом Новомосковской с паровой тяги на тепловозную. Паровоз Гр-211 был списан, а взамен дорога получила тепловоз ТУ2-241 с Тула-Лихвинской узкоколейки и тепловоз ТУ3-003 из Паневежиса. (Здесь следует сделать маленькое отступление. Нам встречалось упоминание о передаче на Новомосковскую ДЖД тепловоза ТУ3-034, а не ТУ3-003. Но поскольку никаких подтверждений этому факту в других источниках нам найти не удалось, мы оставляем его под большим сомнением.) Год спустя, после окончания сезона 1971 года, тепловоз ТУ3-003 был передан на Ярославскую ДЖД, а вместо него поступил тепловоз ТУ2-126. Этим обеспечивалось единообразие типов подвижного состава как на Ярославской, уже имевшей к тому времени один тепловоз ТУ3, так и на Новомосковской ДЖД. Поезд с тепловозом ТУ2-126 во главе прибывает на ст. Берёзки. Фото 1970-х годов из коллекции Мехиса Хельме. В 1972 году детская железная дорога была оборудована односторонней автоблокировкой постоянного тока, межстанционной телефонной связью, поездной радиосвязью. При этом от внедрения электрической централизации на станции Берёзки решили отказаться, и стрелки на ней до сих пор переводятся вручную. В качестве сигнальных устройств стали использоваться светофоры, причём как линзовые (на станции Берёзки), так и прожекторные. Вероятно, в это же время было изменено и направление движения поездов по кольцу. Если в прежние годы поезд шёл по часовой стрелке, то теперь поезда стали ходить в обратную сторону. Благодаря этому повысилась безопасность при проследовании поездом одного из переездов, ранее плохо просматривавшегося из кабины локомотива, при этом сам переезд стало возможным сделать неохраняемым. В том же году платформа Дубки в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации была переименована в Пионерскую. В 1974 году на станции Берёзки был построен новый учебно-производственный корпус. Через пять лет, в 1979 году, на юго-востоке дороги был организован новый раздельный пункт – платформа Юннатская. Своё название она получила из-за расположенного неподалёку сада и дендрария. В настоящее время эта платформа не используется, поезда на ней не останавливаются. Кстати, в организации движения поездов Новомосковской ДЖД есть ещё одна необычная для современных детских дорог особенность – в расписании фигурируют скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на платформе Пионерская. В 1985 году выработавшие свой ресурс вагоны PAFAWAG были заменены четырьмя вагонами ПВ51 Демиховского завода, выпущенными в 1979 году. В дополнение к носившим имена собственные тепловозам (ТУ2-126 – «Быстрый», ТУ2-241 – «Ветерок») именными стали и вагоны. Причём, название было присвоено не поезду в целом, а каждому вагону в отдельности. Первый вагон поезда названия не имеет, второй – «Орлёнок», третий – «Чебурашка», четвёртый – «Экскурсионный». Насколько нам известно, это единственный в своём роде случай. Кстати, процесс доставки подвижного состава на Новомосковскую ДЖД весьма интересен сам по себе. Железнодорожные платформы колеи 1520 мм с погруженным на них узкоколейным подвижным составом выводятся на перегон между станцией Урванка и платформой Московская. На участке, где путь детской железной дороги проходит параллельно пути колеи 1520 мм, подвижной состав с помощью железнодорожного крана перегружается с платформ прямо на ДЖД. Расстояние между путями узкой и широкой колеи в этом месте всего несколько метров, и с технической точки зрения такая операция не представляет особой сложности. Но, обратите внимание – происходит всё это не на подъездном пути, а прямо на электрифицированном перегоне! А вообще, этот участок, где можно увидеть идущие по соседним путям поезда – детский и взрослый, придаёт особый колорит Новомосковской ДЖД. Такое можно было встретить лишь здесь, да на Малой Октябрьской. Но после закрытия движения по северному участку МОЖД – теперь только в Новомосковске. Весной 2005 года, в рамках подготовки к празднованию 50-летия дороги, рассматривался, в частности, и вопрос обновления подвижного состава. Так, например, планировался обмен тепловозами с Кратовской ДЖД: только что отремонтированный кратовский тепловоз ТУ2-129 должен был поступить на Новомосковскую ДЖД, а ТУ2-126 – отправиться на капитальный ремонт, после которого – на Кратовскую ДЖД. Но ТУ2-129 в Новомосковск так и не поступил (осенью 2005 года он вернулся на Кратовскую ДЖД). В то же время, вагонный парк Новомосковской ДЖД был обновлён за счет старых вагонов Кратовской ДЖД, ставших ненужными после получения новых. Вагоны прошли капитальный ремонт в вагонном депо Орехово-Зуево по проекту НПО «Полёт», после чего поступили в Новомосковск. В ходе ремонта в вагонах были установлены герметичные стеклопакеты в окнах, современная светотехника «световая линия». Старые деревянные лавки заменены сиденьями, отформованными из пластика. Меня удивил свадебный вагон - интересно, что там внутри?

Ответов - 12

Zelden: logo, спасибо за подробную информацию и фотоотчет! Я даже не знал, что в Новомосковске есть такая интересная ДЖД... Фото отличные!

Dorgeit: Побольше ДЖД!

Мистер Глазкофф: logo пишет: Меня удивил свадебный вагон - интересно, что там внутри? Внутри там то же самое, что и в остальных вагонах. Просто работники Новомосковской ДЖД пытаются ввести в городе новую традицию - чтобы молодожены и их родственники в день свадьбы обязательно прокатились на поезде ДЖД. Для них и предназначен вагон в "свадебной" раскраске. Получится из этого что-нибудь или нет - покажет время, но я совершенно точно знаю, что некоторые свадьбы в этом вагоне уже ездили. Вообще здорово новомосковцы придумали, молодцы!


logo: Мистер Глазкофф пишет: Вообще здорово новомосковцы придумали, молодцы! Согласен, меня вообще подобные вещи радуют, что здесь, что в Кратово, что в Нижнем. Несмотря на нынешнюю тенденцию к развалу, люди прдолжают делать замечательное дело

rodstvennik-1985: Кто-то говорил, что детские железные дороги-это кузница кадров для РЖД. Согласен на все 100%.

Delta7: в 2005 году была проведена реконструкция рельсового полотна, капитальный ремонт здания, установка автоматической системы слежения за поездами, установка автоматических стрелочных переводов. Закупка нового оборудования и учебных материалов. Свадебный вагон - там насколько я видел вроде как от сидений большенства избавились...

PANTOGRAPH: Здорово! Так вот о какой УЖД говорилось в буклете про станцию "Скуратово" Тульского отделения Мск ЖД... Она в Н-ске оказывается!!! У меня в Н-ске несколько знакомых по о.п. 168 км живут!!! Здорово!!!

Delta7: Ты о чём?:) Поподробнее пожалуйста:)

PANTOGRAPH: О чём, в смысле: Скуратово, УЖД, Новомосковск, или о.п. 168 км. участка Ожерелье - Узловая?

Delta7: о том, что же говорилось в буклете?

b..: Был на ДЖД кратковременно, но пообщался с некоторыми инструкторами и ЮЖ. Оставил в подарок две книги, "Живые рельсы" (с материалом о Новомосковском узле) непосредственно на ДЖД, желающие с могут её там посмотреть, другую - выпускнику ДЖД Руслану Гулевскому. На Новомосковской детской железной дороге происходит большая реконструкция, строятся две новые станции. Одна - севернее существующей Пионерской, придёт на замену Пионерской (?), вторая - в крайней южной точке детской железной дороги, вблизи истока Дона. Будет предназначена только для пассажиров "свадебных" поездов (?). Cтроительство станции (реально - о.п. без путевого развития) у истока Дона. Работает ТУ2-241, ТУ2-126 стоит в тупике. После поступления ТУ10 с большой вероятностью будет порезан на металлолом. Ширококолейная линия Урванка - Московская уже разобрана. Возможность перегружать подвижной состав с платформ широкой колеи непосредственно на ДЖД навсегда исчезла. Что ОЧЕНЬ не понравилось: здесь в поезде юный ревизор не просто проверяет билеты, а забирает их себе. В просьбе оставить билет себе было отказано - "не положено". Чтобы увезти билет с собой, нужно покупать новый. Ни на одной другой ДЖД такого не встречал. Никогда на транспорте в нашей стране не было принято отбирать билеты у пассажиров. По-моему, это вопиющее безобразие и полный беспредел. Стоило бы как-то поднять вопрос о прекращении этой порочной практики.

Locomotive: На ЧДЖД такая практика тоже имеет место быть. Когда поезд отправляется со Звёздной, ревизор проверяет билеты. А на пути с Солнечной - забирает их у пассажиров. Если пассажир едет в одну сторону - например, со Звёздной до Зоопарка, билеты изымаются сразу после отправления поезда со Звёздной.



полная версия страницы