Форум » Московская область » Платформа Луч Курского направления » Ответить

Платформа Луч Курского направления

mazda: Дорогие форумчане.Наткнулся на карту примерно 1938 года Чеховского района (тогда поселок Лопасня) где от современной платформы Луч отходит ответвление на северо-запад в направлении современого Кулаковского полигона ТБО.На картах 1980-х помечена насыпь от бывшей ж.д. В августе прошлого года сгонял туда , никаких следов не нашел, кроме развалин кирпичной будки , на перегоне в полосе отчуждения.Но больше вопросов вызвала сама территория где находиться платформа.Территория явно широкая , явно расширяется а потом сужается образуя как бы горловины. Больно широкая местность для остановочного пункта.Может там раньше была станция с путевым развитием? Кто- нибудь может прояснить вопрос , хотя бы в теории?

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Yaroslav: mazda пишет: вообще насколько понял я километраж сейчас меряется от курского вокзала..это по жд. Сейчас - понятно, по всем направлениям, исходящим из Москвы, отсчёт идёт от московских вокзалов. Но так было не везде и не всегда. Например, по Павелецкому напр. во времена Рязано-Уральской и Московско-Донбасской ж.д. отсчёт велся в обратном направлении (от Саратова до Москвы) вплоть до 1960 (?) года. Но, что-то похожее по Курскому направлению - весьма и весьма сомнительно.

орел: хм а откуда идет счет на гх ок ? возможно и на северной тот же

Yaroslav: орел пишет: хм а откуда идет счет на гх ок ? Это, пожалуй, единственное что осталось. Раньше такое было распространено - от н.п., где находилось управление дороги (например, Рязано-Уральская, как я упоминал - от Саратова). Но управление Московско-Курской дороги находилось в Москве, оттуда изначально и вёлся отсчёт. А 42-й км - это отсчёт или от Силикатной, или от Тарусской Может быть, опечатка - не 42-й, а 82-й км?


орел: Yaroslav пишет: Это, пожалуй, единственное что осталось. Раньше такое было распространено - от н.п., где находилось управление дороги (например, Рязано-Уральская, как я упоминал - от Саратова). Но управление Московско-Курской дороги находилось в Москве, оттуда изначально и вёлся отсчёт. А 42-й км - это отсчёт или от Силикатной, или от Тарусской Может быть, опечатка - не 42-й, а 82-й км? это мне известно - я про то куда идет отчет скорей всего - про опечатку

орел: Yaroslav пишет: Может быть, опечатка - не 42-й, а 82-й км? хм точнее 80,5 км от курского будет

Yaroslav: Yaroslav пишет: Если бы было время (последние недели очень занят), точно бы туда съездил… Вчера, в воскресенье, ездил на платформу Луч, в лесу в окрестностях геополигона МИИГАиК (при помощи топокарты 1983 г. м-ба 1:50 000) нашёл трассу бывшей ж.д. и сделал много фоток. За исключением сравнительно небольшого участка, размытого и превращённого в заросший овраг, трасса прослеживается хорошо. Фотоотчёт постараюсь выложить на этой неделе. В Ленинской библиотеке удалось найти информацию про Кулаковский полигон захоронения ТБО. Год его открытия – 1966. Естественно, напрашивается вывод, что восточная часть Кулаковского песчано-гравийного карьера, на территории которой он располагается, прекратила функционировать не позже этого года, и именно тогда была разобрана линия, а оставшуюся западную часть карьера было решено обслуживать автомобильным транспортом. Конечно, прошло уже больше 45 лет, и надеяться найти что-нибудь вроде кабины мотовоза или фрагмента вагона, на территории МО маловероятно. Остаётся загадка примыкания ветки к Курскому ходу. На Луче или Шараповой Охоте, скорее всего, примыкания действительно не было. Начинаю сомневаться, что это была узкоколейка, может, всё-таки широкая колея? Тогдашние либеральные ПТЭ допускали возможность примыкания на перегоне магистральной линии (м.б., стрелки относились к станции Лопасня?) Это у меня фантазии пошли, для док-ва нужна крупномасштабная карта 1940-1960-х годов, а я найти такую не смог. Ведь разобранное полотно обозначается одним знаком на топокартах, для разобранных линий и широкой, и узкой колеи. ИМХО, на участке Чехов – Луч вдоль путей что-либо искать бесполезно – там такой "культурный слой" нарос за 45 лет!

орел: Yaroslav пишет: что это была узкоколейка, может, всё-таки широкая колея? Тогдашние либеральные ПТЭ допускали возможность примыкания на перегоне магистральной линии (м.б., стрелки относились к станции Лопасня?) Это у меня фантазии пошли, для док-ва нужна крупномасштабная карта 1940-1960-х годов, а я найти такую не смог. Ведь разобранное полотно обозначается одним знаком на топокартах, для разобранных линий и широкой, и узкой колеи. хм думаю что не было примыканий . начиная с 1970 года точно и следов не видно было . на счет примыкания - вообще - пример карьер ока

Yaroslav: Выкладываю обещанные фото из своего похода по поиску трассы разобранной на рубеже 1950/60-х годов ж.-д. линии 79-й км Курского хода – Кулаковский карьер (назовём её условно так). Выхожу на платформе Луч: и сначала по лесной тропе, потом мимо многочисленных дач, а потом опять через лес направляюсь к геополигону МИИГАиК (поиски буду начинать с середины трассы). Чтобы было понятно, что к чему, обозначил на карте м-ба 1:50 000 основные точки фотосъёмки (кружки с цифрами и стрелки). Там, где на фото непосредственно видна бывшая трасса – красным цветом, а важные ориентиры, обозначенные на топокарте – синим: Напоминаю, сторона квадрата прямоугольной сетки на карте данного м-ба – 2 см (или 1 км на местности). № 1. Прохожу мимо пункта триангуляции первого класса. Off: В первый свой приезд в 1987 я ещё застал здесь деревянный геодезический сигнал. Сейчас, как видно, металлический: Пересекаю предполагаемую трассу бывшей ж.д. и выхожу к учебному геополигону МИИГАиК. Воскресенье, народу практически никого, кроме охранника и нескольких студентов-дежурных, все разъехались на выходные. Привлекаю внимание, естественно, бывшему выпускнику разрешают на полигоне фотографировать всё, что захочет . № 2. Штаб геополигона: № 3. Жилой корпус, где в 1987 году я прожил три недели. Не задумывался, что менее чем в 100 м отсюда когда-то проходила железка… № 4. Водонапорная башня и насосная станция: № 5. А вот и трасса бывшей ж.д.! (вид на восток). Насколько помню, в конце 1980-х бетонных плит здесь ещё не было: Между точками 5 и 6. Вид на запад, в сторону ворот. Получается, что автомобильный выезд с геополигона проходит по бывшей железной дороге: № 6. Вид на восток: Между точками 6 и 7 (вид на запад). Cплошного ограждения нет, а ворота есть! Off: В 1989 году двое гопников из пос. Манушкино (см. карту) с территории полигона угнали ГАЗ-52, на котором в столовую привозили продукты (перестройка переходила в голодную фазу). После этого и были сооружены ворота… Между точками 6 и 7 (уже за воротами): № 7. Прямо – трасса бывшей ж.д. в сторону Кулаковского карьера, направо отходит дорога на Манушкино и дачи: То же, вид в обратную сторону: № 8. Крайняя точка бывшей ж.д., до которой я дошёл (вид в сторону Кулаковского карьера). Поворачиваю назад, хочу походить по полигону и пофотографировать знакомые места, а потом заняться изучением трассы в лесном массиве к юго-востоку от геополигона. Между точками 5 и 9. Ещё один снимок на территории геополигона МИИГАиК – здесь проходила ж.д. (вид на запад): № 9. «Пешеходный» выход с территории геополигона МИИГАиК в сторону пл. Луч – тоже по трассе бывшей железки?! Но так показывает карта… (слева – склад): Между точками 9 и 10. Вид на восток. Здесь по трассе бывшей железки только пешеходное движение на пл. Луч: То же, вид в обратную сторону: № 10. После лесного «перекрёстка» налево и направо уходят утоптанные тропинки по пересекаемой просеке, а прямо – довольно заросшая трасса бывшей ж.д.: То же, вид в обратную сторону: № 11. Прошёл порядка двухсот метров по тропинке на месте заросшей бывшей трассы, затем возвращаюсь назад и, немного поплутав, выхожу к предполагаемому пересечению оврага, спускающегося в сторону реки Сухая Лопасня, и трассы бывшей ж.д., входящей в этом месте в выемку (в этом месте выемка очень сильно размыта и сама превратилась в овраг за 50 лет). Здесь же в овраг спускается тропа (спуск довольно крутой): № 12. Ближе к дачам выемка сохранилась гораздо лучше, неглубокая, с правильными откосами, хотя и порядочно заросла (в конце 80-х древесной растительности на дне выемки не припоминаю). Сделал довольно много фотографий, побродив среди крапивы и разной прочей хрени, но, к сожалению, обзор на них довольно плохой из-за «заросшести». Вид на северо-запад по трассе бывшей железки (это фото сделано ещё по пути на полигон): № 13. Здесь выемка упирается в забор дачного посёлка. Большая красная дача слева – хороший ориентир. Весьма печально, что один из ключевых участков бывшей трассы оказался на территории нынешних «новых» дач, и там уже никаких следов железки не осталось («старые» дачи находятся южнее трассы ж.д., это видно на карте). P.S. На топокарте в районе нынешних дач указана глубина выемки 2 м. Кстати, в начале данной темы я упоминал про «насыпь» (небольшую, между трассой бывшей ж.д. и старыми дачами), и теперь понимаю, что она не имела отношения к железке, у неё было какое-то иное происхождение (м.б., это был грунт, выбранный при сооружении выемки? К сожалению, теперь это не проверишь). орел пишет: хм думаю что небыло примыканий . начиная с 1970 года точно и следов не видно было . P.P.S. Линия была разобрана ещё ДО 1965 года (на старом профиле Московско-Курского направления МЖД, составленном в 1965 году, никакого примыкания между Чеховым и Лучом нет).

орел: хм а может ужд была при строительстве направления для подвоза грунта ? ну а дальше пока нужна была ( только для чего ) была жива , потом разобрали .

Yaroslav: Такая мысль мне в голову приходила... Пока всё-таки мало информации, будет время, попробую ещё краеведческую литературу по Чехову и району поискать (кстати, про Венюковскую ветку упоминания нашёл, перед войной построена была).

Новичок: Спасибо за хороший отчет. Геодезические пункты- мой пунктик. Этот потрясный!

орел: Yaroslav пишет: Такая мысль мне в голову приходила... Пока всё-таки мало информации, будет время, попробую ещё краеведческую литературу по Чехову и району поискать (кстати, про Венюковскую ветку упоминания нашёл, перед войной построена была). согласен что мало . Новичок пишет: Геодезические пункты- мой пунктик. если правильно помню то его было видно ( как сейчас не помню хотя ездим регулярно ) из окна эли

Yaroslav: Ну что, продолжим . Вот фрагмент топокарты м-ба 1:200 000, напечатанной на Дунаевской картфабрике в Москве в ноябре 1941 г. (состояние местности на 1938 год). Сразу обращают на себя две интересные вещи: 1) Ж.-д. ветка на этой карте также изображена разобранной! Так что разбирали её (как и строили), два раза – первый раз ещё до войны, а второй – как я уже говорил, в первой половине 1960-х, окончательно. Скорее всего, после Великой Отечественной войны ветка была восстановлена из-за возросшей потребности в стройматериалах. 2) Нынешняя платформа Луч подписана как разъезд! Сначала меня это обескуражило – ведь участок Москва – Серпухов со времени своей постройки в 1866 году изначально двухпутный, причём тут разъезд?! Однако потом вспомнил следующий случай. (Небольшое отступление, почти off). На хорошо знакомой мне линии Саратов – Ртищево в своё время было довольно много обгонных пунктов, однако после электрификации (в 1989-м) их все разобрали, превратив в остановочные. Но на об.п. Енгалычевский разобрали только приёмо-отправочные пути, а съезды между главными путями оставили, чтобы в случае ремонта или каких-нибудь нештатных ситуаций перенаправлять поезда на неправильный путь. После этого Енгалычевский все девяностые годы условно указывали в тарифных руководствах и атласах как «разъезд», до тех пор, пока съезды не сняли. Так что если Луч пятьдесят и более лет назад имел стрелки, очень возможно примыкание на нём ветки с карьера (если она была широкой колеи), примерно так же, как на Оке когда-то. Правда, Ока считалась станцией (Орёл, твои фото Окской ветки в соседней теме посмотрел, интересно). Продолжение следует... Дело за старыми тарифными руководствами.

Yaroslav: В продолжение темы. Карта из атласа "Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР" (М.: Центральное управление военных сообщений Красной Армии, 1943). Смотрим на карту - немного севернее пл.Луч находился "Разъезд 80 километр"! Очевидно, это и было примыкание ветки на Кулаковский карьер (или, если это была узкоколейка, перегруз).

орел: скорей всего при строительстве и была узкоколейка подвозили грунт для насыпи , другого смысла не вижу

Yaroslav: Yaroslav пишет: Может быть, опечатка - не 42-й, а 82-й км? Yaroslav пишет: По поводу статьи из "Википедии": [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D1%87_(%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)]см.здесь[/url] Прежнее название Луча - 42 км? Тем временем, некто исправил статью в "Википедии" про историческое название Луча - действительно, не О.п. 42-й км, а 82-й километр! А источник опечатки я выяснил - это известный двухтомный справочник отца и сына Архангельских "Железнодорожные станции СССР" (М., 1981). Вообще, до этого пропуски я там замечал, а вот ошибки - нет.

Yaroslav: Продолжим тему. Ещё со времени похода летом 2012 г. по трассе разобранной в 1950-е (?) годы ж.-д. ветки в сторону Кулаковского карьера меня не оставляла мысль найти и изучить место её возможного примыкания к Курскому ходу. Как я уже писал выше, от мысли, что она примыкала к магистральной линии в районе нынешней платформы Луч, пришлось отказаться. В атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР» 1943 года издания было найдено гораздо более вероятное место примыкания – бывший «Раз. 80 км», находившийся между станцией Лопасня (Чехов) и платформой Луч. Интересно, что этот атлас – единственное известное мне картографическое издание, в котором такой раздельный пункт присутствует! (Состояние ж.д. на 1 июня 1941 года). В День железнодорожника, 3 августа, после посещения «парада паровозов» в Щербинке, я совершил вылазку в окрестности бывшего разъезда. Предлагаю вниманию форумчан небольшой поход. На советской топокарте м-ба 1:50 000, как и в прошлый раз, я обозначил основные точки фотосъёмки (кружки с цифрами и стрелки): Точка 1. В километре к северу от платформы Луч. Широкая насыпь высотой около 7 м: Точка 2. Заросший фундамент здания бывшего Разъезда 80 км (после его закрытия здесь долгое время была путевая казарма): Обратите внимание на карту – раздельный пункт, как и положено, находился в «нулевом месте», то есть в месте перехода от насыпи к выемке! Ещё один интересный момент. «Консольные» металлические опоры контактной сети были установлены при электрификации участка Львовская – Серпухов в 1953 году. Очевидно, что путевого развития в этом месте к тому времени уже не было, иначе здесь стояли бы металлические опоры другого типа, с гибкими поперечинами. Т.е., скорее всего, ветка (и раздельный пункт) были разобраны до 1953 года. Точка 3. Здесь подъездной путь отходил к северо-западу в «своей» выемке, на снимке – справа от берёзы в центре – устье выемки: Точка 4 на возвышении между двумя выемками. Вид (налево) на заросшую выемку, в которой проходила ветка: Вид (направо) на выемку магистрального хода: Вид внизу выемки (виден знак 80-го километра): Здесь я разворачиваюсь и возвращаюсь на платформу Луч. Но тема не закрыта, ещё предстоит выяснить многое… Благодарю за внимание!

орел: Yaroslav пишет: Точка 2. Заросший фундамент здания бывшего Разъезда 80 км (после его закрытия здесь долгое время была путевая казарма): хм на счет разъезда 80 км ничего не знаю. а казарма долго виднелась из окна . Yaroslav пишет: Здесь я разворачиваюсь и возвращаюсь на платформу Луч. Но тема не закрыта, ещё предстоит выяснить многое… ну и зря , если правда время не поджимало .

Yaroslav: Yaroslav пишет: цитата: По поводу статьи из "Википедии": [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D1%87_(%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)]см.здесь[/url] Прежнее название Луча - 42 км? Тем временем, некто исправил статью в "Википедии" про историческое название Луча - действительно, не О.п. 42-й км, а 82-й километр! А источник опечатки я выяснил - это известный двухтомный справочник отца и сына Архангельских "Железнодорожные станции СССР" (М., 1981). Вообще, до этого пропуски я там замечал, а вот ошибки - нет. Уточню. На самом деле, историческое название Луча - платформа 77-й версты. На "Схеме железных дорог и водных путей сообщений СССР с показанием тарифных расстояний" м-ба 1:2 520 000, изданной Центральным отделом статистики и картографии НКПС в 1925 г. (данные также на 1925 год), она пока ещё под таким названием.

Yaroslav: Ну вот и пришло время возвратиться к теме некогда существовавшей железной дороги в Чеховском районе. 22 августа сего года я вновь оказался на платформе Луч. Но на этот раз я был не один. По инициативе чеховского краеведа и журналиста Александра Дудина, директора «Музея памяти 1941-1945 годов», была организована небольшая краеведческая экспедиция по трассе загадочной железки. Среди участников были председатель Чеховского отделения ВООПиК Валерия Малькова, а также местный предприниматель, гендиректор ПАО «Промэкотех» Дмитрий Макаров (именно в его ведении находится небезызвестный полигон ТБО в Кулаковском карьере). Были вновь обследованы участки трассы бывшей ж.д. вблизи её примыкания к Московско-Курскому направлению МЖД, а также у выемки в лесу, окружающем Чеховский геополигон МИИГАиК. Насквозь был пройден и дачный массив между железнодорожной магистралью и лесом, причём в результате опроса местных жителей оказалось, что дачникам СНТ «Клён» известно о существовавшей «когда-то» железной дороге на месте садового товарищества! Далее вдвоём с Александром Дудиным мы попытались проследить трассу бывшей ж.д. от геополигона МИИГАиК до Кулаковского карьера. Основные точки фотосъёмки, как и в прошлые походы, мною отмечены на карте м-ба 1:50 000: Точка 1. Вид в сторону карьера. Нынешняя автодорога проходит по выемке бывшей ж.-д. ветки: Точка 2. Вид в сторону геополигона МИИГАиК: Точка 3. Лес и выемка закончились, справа начинаются дачные участки: Точка 4. В этом месте автодорога отклоняется вправо, трасса же железной дороги шла прямо, к карьеру. Точка 5. Вид в сторону геополигона МИИГАиК, на точку 4: Точка 6. Вид в сторону геополигона МИИГАиК. На заднем плане видна дача с «предпредыдущего» снимка. Железная дорога проходила ближе к соснам на левом краю фото: То же место, вид в сторону карьера: Продвигаемся дальше. В точке 7 обнаруживается вот такой любопытный артефакт, буквально вросший в землю. Уж не остаток ли это кузова старого железнодорожного вагона??? Буду благодарен участникам форума за любые версии! К сожалению, оставшиеся пару сотен метров до карьера выбранным нами маршрутом дойти не удалось из-за появившихся навстречу местных обитателей – стаи злобно лающих собак. Быстро разворачиваемся и возвращаемся к автодороге. Но, чувствую, нам придётся ещё раз побывать здесь Благодарю за внимание!



полная версия страницы